Сказкотерапия

Сказкотерапия — это современный и популярный метод в психоанализе и психотерапии, который используется для лечения детей, подростков и даже взрослых. Работа со сказкой направлена непосредственно на излечение и оказание помощи клиенту.

Мы напишем сказку для Вас
Работа со сказкой

Сказкотерапевт создает условия, в которых у клиента в процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки развиваются необходимые для эффективного существования  фантазия, творчество, усваиваются основные механизмы поиска и принятия решений. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.  Читая или рассказывая сказки, басни, были, можно помочь ребенку навсегда избавиться от психологических проблем и их проявлений (страха, различных фобий, агрессивности и т.д.).

Сказка является способом передачи человеку необходимых моральных норм и правил, воспитания особого отношения к миру, инструментом передачи опыта «из уст в уста», направленным на развитие эмоционального интеллекта и духовно-нравственного иммунитета. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах, мифах, легендах. Сказкотерапия  — это древнейший способ социализации и передачи опыта.

Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им одну и ту же сказку много раз. В некоторых психотерапевтических подходах (например, юнгианство, нарративная психотерапия) этим любимым детским сказкам уделяется особое внимание.

К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В.,
М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие.

Сказкотерапия — означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков И.В., сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

Психотерапия с помощью сказки
Основные функциональные особенности сказок
В сказкотерапии применяют следующие виды сказок:

Психотерапия с помощью сказки

Сказкотерапевт в своей работе затрагивает сразу несколько уровней:

  • в сказке клиент проявляет свои архетипы и социальные установки, они ярко отображаются и могут оказывать ключевое влияние на сюжет,
  • сказка затрагивает ранние детские переживания, и в сюжете можно проследить генезис личности клиента,
  • клиент наполняет сказку своим актуальным содержанием. В содержании сказки можно рассмотреть, чем сейчас живет клиент, какие у него основные переживания.

Таким образом сказкотерапевт может принять решение, какому слою уделять на сессии внимание, в зависимости от того, что сейчас будет наиболее полезно клиенту.
Самые распространенные способы работы со сказкой, которые может предложить клиенту сказкотерапевт:

  • обсуждение уже существующей сказки;
  • самостоятельное написание клиентом сказки, так называемая клиентская сказка;
  • инсценирование, драматизация уже написанной сказки (это может быть актерское отыгрывание или кукольный театр);
  • арт-терапевтическая работа по мотивам сказки.

Особое значение имеют клиентские сказки. Сказкотерапия исходит из двух важных фактов. Первый — все люди умеют сочинять сказки. То есть этот навык является частью человеческой природы. И второй факт говорит о том, что уже просто написание самой сказки обладает мощным терапевтическим воздействием.

Основные функциональные особенности сказок

  1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.
  2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации: о жизненно важных явлениях, о жизненных ценностях, о постановке целей, о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).
  3. В сказке в символической форме содержится информация о том: как устроен это мир кто его создал; что происходит с человеком в разные периоды его жизни; какие этапы в процессе самореализации проходит женщина; какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина; какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться; как приобретать и ценить дружбу и любовь; какими ценностями руководствоваться в жизни; как строить отношения с родителями и детьми; как прощать.

В сказкотерапии применяют следующие виды сказок:

Народные сказки

Среди них можно выделить несколько жанров: волшебные, сказки о животных, бытовые. Волшебные сказки имеют одну историческую основу, в них присутствуют многие языческие символы и мотивы. К волшебным сказкам относятся: «Царевна-лягушка», «Сказка об Иване-царевиче и сером волке», «Баба-яга», «Кощей Бессмертный», «Иван-царевич и Царя-девица» и другие. В сказках о животных детей привлекает элемент узнаваемости.

Дети могут легко определить, человек с каким характером скрывается за тем или иным животным. Например, заяц всегда ассоциируется с трусливым человеком. Соответственно, основной его чертой является – трусость. Лиса символизирует хитрого человека. Главными героями сказок о животных являются: заяц, лиса, медведь, волк, кот и петух. Примеры сказок о животных: «Кот, петух и лиса», «Волк и коза», «Кот и Лиса», «Петушок – золотой гребешок» и другие. Бытовые сказки отражают реальную жизнь с некоторой долей иронии. В них удивительным образом переплетается сочетание возможного в реальной жизни с необычными решениями, применимыми в тех или иных ситуациях. Примеры: «Каша из топора», «Барин и мужик».

Художественные сказки

К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Такие истории называют сказками, мифами, притчами. В художественных сказках есть дидактический, в художественных сказках есть дидактический, психокоррекционный, и психотерапевтический аспекты.
Они более насыщенны образами, переживаниями, чем народные сказки, поэтому могут помочь выявить внутренние чувства ребенка. (Примеры: сказки Андерсена).

Дидактические сказки

В форме дидактических сказок подаются учебные задания. На сказкотерапевтических занятиях ребята учатся переписывать заданные на дом математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера — это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводит героя к успеху. Они подходят для сказкотерапии школьников, потому что с их помощью дети могут быстро и легко усвоить учебный материал.

Медитативные сказки

В них нет злых героев и конфликтов. Цель медитативных сказок — заложить в ребенке понятия «идеальных» отношений с окружающими миром, людьми. Такие сказки помогают снять стресс и расслабиться.

Психокоррекционные сказки

Помогают решать следующие сложные личностные проблемы: внутренние конфликты, поиск смысла жизни, поиск своего места в жизни. Они помогают мягко проводить коррекцию поведения ребенка. Подходят для детей до 13-летнего возраста. С помощью этих сказок можно решить конкретную проблему: боязни, гиперактивности, агрессии, наличия у детей расстройств поведения с физическими проявлениями; а также помощи детям, у которых есть проблемы в семье (рождение второго ребенка и ревность к нему первого, развод родителей и другие).

Психотерапевтические сказки

Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны.

Сказка о солнечных ангелах

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *